E-commerce в России: регионы ориентируются на Запад

29.09.2014

Аналитическое агентство Data Insight обнародовало доклад «Развитие интернет-торговли в России». По данным исследования, за 2013 год российская e-commerce выросла почти на 30% по сравнению с 2012 годом. Общий объем отрасли составил 520 млрд рублей, что на 115 млрд рублей превышает показатель 2012 года. На долю материальных товаров пришлось 350 млрд рублей. Это на 70 млрд рублей больше, чем в 2012-м. При этом эксперты не учитывали зарубежные и корпоративные покупки (150 и 100 млрд рублей соответственно), бронирование гостиниц, покупку туров и скидочных купонов на сайтах-купонаторах.

Быстрее всего растет e-commerce в Центральном федеральном округе (32%), Северо-западном и Южном федеральных округах (оба по 24%). Аналитики связывают это с логистикой: доставка из Москвы пока быстрее и дешевле, чем из многих других городов и областей.

Тем не менее, аналитики отмечают, что большинство российских интернет-магазинов уже не сосредотачиваются на аудитории своего города, а предлагают доставку по регионам. Так, 80% московских online-продавцов и 75% интернет-магазинов ближнего Подмосковья отправят свой товар в любой город страны. В Санкт-Петербурге этот показатель уже ощутимо меньше — всего 57%. В других городах примерно половина магазинов в сети готова доставлять товары в регионы: в Екатеринбурге, например, насчитали 51% таких магазинов, в Челябинске — 50%, Челябинской области —48%, в Магадане — 46,8% (это, кстати, самый низкий показатель в РФ).

Общее число интернет-магазинов в Рунете превысило 200 тысяч. Однако лишь 80 тысяч из них могут похвастаться тем, что их посещают более 20 человек в день. Число реальных заказов и того меньше: лишь 1,5 тысячи компаний дистанционной торговли получают больше 20 заказов в день.

Количество покупателей интернет-магазинов ежегодно увеличивается на 5-7 млн человек. В целом товары в Рунете приобретает порядка 35 млн интернет-пользователей. При этом нельзя сказать, что большинство из них живет в Москве и Санкт-Петербурге: на долю двух столиц приходится 23% интернет-покупателей. Еще 22% — это жители небольших городов с населением от 50 до 300 тысяч человек, 19% покупателей — жители региональных городов-миллионнников, 17% — жители крупных городов с населением от 300 до 750 тысяч человек, на прочие населенные пункты в совокупности пришлось еще 19%.

Прирастает число online-покупателей во многом за счет жителей малых и средних населенных пунктов: они составляют примерно половину новичков. Естественно, эти люди сильно отличаются от жителей столицы. Они моложе, меньше зарабатывают и гораздо позже начали пользоваться Всемирной паутиной. У них иные критерии выбора интернет-магазина.

Соответственно, и региональный сегмент российской e-commerce отличается от столичного. Как ни странно, он ближе к классическому западному варианту: здесь чаще просят предоплату и предлагают самовывоз, а уровень конкуренции ниже, чем, к примеру, в Москве и Московской области.


Пожалуйста, подождите, идет процесс оформления экспресс-накладной.