«Темная» сторона российской e-commerce

09.09.2014

Активисты общественного движения «БезМошенничествРФ» сделали почти 800 ключевых запросов во всех известных поисковых системах и проверили более 45 тысяч найденных ссылок. Как оказалось, не менее 10 тысяч интернет-магазинов, попавших в выборку для анализа, нарушают те или иные нормы российского законодательства. Причем благонадежность предприятия электронной торговли не зависит от товарного сегмента: в числе нарушителей оказались продавцы алкоголя, электроники, одежды, парфюмерии и т.д.

Среди наиболее распространенных нарушений — пренебрежение правилами торговли. Многие интернет-магазины не указывают на сайте ИНН и ОГРН, из-за чего невозможно определить их юридическое лицо. Также часто владельцы компаний дистанционной торговли «забывают» добавить в контактную информацию на странице интернет-магазина юридический и фактический адреса фирмы, указывают ложные телефоны и адреса электронной почты. Общественники полагают, что таким образом нечистые на руку торговцы уходят от налогов. Впрочем, столь предусмотрительному магазину не сможет предъявить претензий и обманутый покупатель.

Другая серьезная проблема российской интернет-коммерции — растущее в геометрической прогрессии предложение контрафактной продукции. Рунет стремительно превращается в виртуальный «черный» рынок, на котором без проблем можно купить копии популярных телефонов, известных брендов одежды и парфюмерии, поддельный алкоголь, дипломы учебных заведений, результаты ЕГЭ и другие нелегальные или полулегальные товары.

Закрыть такие предприятия трудно. Заблокировать сайт, если он не распространяет детскую порнографию или экстремистские материалы, можно только по решению суда. В случае с интернет-магазином, торгующим контрафактом, для ограничения доступа к сайту нужно возбудить уголовное дело и дождаться итогов судебного заседания. В нашей стране это достаточно длительный процесс, поэтому пока активисты борются с одним сайтом, мошенники успеют не только скрыться, но и открыть новую торговую точку под другим названием.

Также в числе массовых в российской e-commerce — нарушения Закона РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей» и Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе».

Бороться с «теневой» стороной электронной коммерции лишь силами правоохранительных органов — задача утопическая. Нужна консолидация усилий законодателей, гражданских и государственных институтов, общественных движений и, безусловно, самих потребителей. Ведь, несмотря на все нарушения, эти сайты пользуются немалым спросом: их посещают от 5 до 20 тысяч человек ежемесячно, доход одного подобного сайта может составлять от 2,5 тысяч до 5 млн рублей в месяц! При этом любые попытки каким-то образом регулировать интернет обществом воспринимаются как покушение на свободу.

Активисты общественного интернет-движения считают, что онлайн-рынку в России давно пора стать цивилизованным. Они уже не в первый раз привлекают внимание общественности и контролирующих органов к проблемам российской e-commerce. Ранее движение добилось блокировки почти тысячи сайтов, которые торговали поддельными школьными аттестатами, сертификатами ЕГЭ и дипломами ВУЗов. Результаты нынешнего мониторинга и сопроводительные письма были отправлены общественниками в Роспотребнадзор, Роскомнадзор и Российскую Торгово-промышленную палату.


Пожалуйста, подождите, идет процесс оформления экспресс-накладной.