Отправка заказов за границу: быть или не быть?
Документооборот и отчётность для интернет-магазина
Замечательно, когда бизнес растёт. Увеличиваются обороты, расширяется география, и вот уже на сайте нашего интернет-магазина красуется гордая строчка — доставка в любую точку России. А ещё немного и приходит мысль — а что, если и за границу продавать тоже?
В этот момент многие останавливаются — всё-таки заграница. И напрасно: в рамках Таможенного Союза — в него, кроме России, входят Беларусь, Казахстан, Армения и Киргизия — правила и документы одни и те же. Союз на то и союз, чтобы унифицировать процедуры и облегчать перемещение товаров и жизнь предпринимателей.
Итак, предположим: у нашего интернет-магазина есть покупатель из Таможенного Союза. Понятно, что заказ доставит Boxberry, но что делать с документами? И какие это документы? Рассказывает Станислав Николаев, ведущий эксперт сервиса для предпринимателей Кнопка.
Документы, которые продавец передаёт вместе с товаром, так и называются — товаросопроводительные: это
- товарная накладная или УПД (универсальный передаточный документ);
- транспортная накладная;
- а если наш интернет-магазин применяет ОСНО — общую систему налогообложения — то также счёт-фактура.
В какой-то момент приходит время отчитываться. Отчётность будут ждать две инстанции — ФТС (таможня) и ФНС (налоговая). Отчитываться надо всем. На этом сходство заканчивается, потому что, в зависимости от статуса покупателя и системы налогообложения продавца, могут быть разные сценарии. Чтобы не углубляться в специфику учётных и отчётных процедур в случаях, когда товар покупает иностранная компания, сегодня говорим только про ситуации, в которых покупатель — физлицо. Но тоже иностранное — из Таможенного союза.
ОТЧЁТНОСТЬ В ТАМОЖНЮ
Система налогообложения продавца может быть любой. В Таможню подаётся статистическая форма перемещения товаров. Сделать это нужно в течение 10 рабочих дней по окончании месяца, в котором была продажа (например, продали в ноябре — отчитались до 14 декабря). Если продаж не было, то подавать не надо. При этом продажи физлицам можно группировать по странам. Данные покупателей (ФИО, адреса) не указываются.
Важно: эта форма отправляется в Таможню только в электронном виде через личный кабинет, бумагу не примут. Иными словами, потребуется УКЭП — усиленная квалифицированная электронная подпись. Но думаем, что эти слова нынче никого уже не пугают :)
ОТЧЁТНОСТЬ В НАЛОГОВУЮ
Сценарий 1. Продавец на УСН.
Упрощённая система налогообложения может быть любая — как «доходы», так и «доходы минус расходы». Декларация по УСН подаётся обычная, а делается это по итогам года: продавцы-юрлица отчитываются до конца марта, а ИП — до конца апреля. Сами продажи товара в другие страны в отчётности отдельно не выделяются.
Сценарий 2. Продавец на ОСНО.
Отчётность — обычная для общей системы налогообложения, специальных форм нет. Подаётся по итогам квартала, продажи не выделяются.
Как видите, всё довольно просто, бояться ровным счётом нечего. Почему бы не начать продавать хороший товар хорошим людям за границу и… выйти на международный рынок? Хорошо ведь звучит, согласитесь :)
Но напомним: отчётность надо подавать вовремя! Если хотите, чтобы всё работало, как часы, то доверьте это Кнопке — лидеру в сфере аутсорсинга бухгалтерии.
За рамками этого рассказа остались ситуации, в которых товар покупает иностранное юридическое лицо. Там действительно много тонкостей и нюансов: в которых легко запутаться. Если это как раз ваш случай, то тоже спросите Кнопку, она подскажет. :)